РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПУШКИНА Как писал Белинский, «...можно указать не слишком на многие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».Автор не равнодушен к своим героям, он вместе с ними радуется и страдает. Поэт представляет героев романа, как своих добрых знакомых. Онегина он называет своим «добрым приятелем», с которым подружился в то время, когда Евгений оставил «большой свет». Автор рассказывает о том, какое впечатление произвел на него новый знакомый: Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке с жизнью пополам, И к злости мрачных эпиграмм. Поэт хорошо знаком и с Татьяной, пи посвящен во все ее тайны, он восхищается ее письмом к Онегину: Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу. Татьяна — любимая героиня поэта. Те чувства, которые вызывают в ее душе картины родной природы, книги, находят отклик и в сердце автора. Поэт передает ее мысли и чувства с особой нежностью, как бы давая этим понять, что сам испытывает эти же чувст-им: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму...
об Онегине Пушкин говорит не только «добрый мой приятель», но и «мой бестолковый ученик». Он «всегда... рад» отметить разницу между мировоззрением героя и своими взглядами на жизнь. Онегин был равнодушен к природе, искусству, книгам, он не мог глубоко чувствовать и любить. Автор же — натура поэтическая, остро чувствующая жизнь, ему открыта истина, недоступная Онегину. Пушкин, в отличие от своего героя, восхищается русской природой, любит искусство, для него театр — «волшебный край», поэт вспоминает: Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись. Для Пушкина все, что связано с его юностью, прекрасно. Поэт считает, что самые счастливые годы своей жизни он провел в идее: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Пушкин часто упоминает о тех или иных периодах своей жизни. Так, поэт рассказывает о ссылке на юг, где он находился в полном одиночестве, вдали от друзей и близких. Его единственным спутником в путешествии по Кавказу была муза, дававшая ему силы, находясь в ссылке, ощущать красоту края и полноту жизни. Он говорит: Как часто по скалам Кавказа Она Ленорой, на коне, Со мной скакала при луне! Как часто по брегам Тавриды Она меня во мгле ночной Водила слушать шум морской. Упоминает поэт и о ссылке в Михайловское, которую он также глубоко переживал: Я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей... Наконец Пушкин возвращается в Петербург, но это уже не тот поэт-романтик, который «без ума от балов». Взгляд Пушкина на светское общество Петербурга изменился. По его мнению, «цвет столицы* — это «необходимые глупцы», «на все сердитые господа», «с виду злые дамы», «не улыбающиеся девицы». В словах автора чувствуется насмешка: В дверях другой диктатор бальный Стоял картинкою журнальной, Румян, как вербный херувим, Затянут, нем и недвижим, И путешественник заметный, Перекрахмаленный нахал, В гостях улыбку возбуждал. Изменение взглядов автора на светское общество Петербурга Белинский объясняет следующим образом: «Онегин» писан был в продолжение нескольких лет — и потому сам поэт рос вместе с ним и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее». Таким образом, весь роман мы воспринимаем через призму взглядов поэта, постигая глубину его личности. Как точно отметил Белинский, особая ценность романа в том, что «здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «все его чувства, понятия, идеалы».